История

Стремительное изменение численности и структуры автомотопарка нашей страны, интенсивности движения повлекли за собой качественные преобразования в подходе к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения. Это означало, что в структуре Министерства внутренних дел должно было появиться самостоятельное научное учреждение, основным профилем которого стало бы научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Госавтоинспекции, создание оперативно-технических средств для ее работы, разработка проектов законодательных и иных нормативных актов в сфере безопасности дорожного движения.

В 1972 году было принято решение о создании в системе МВД СССР  научно-исследовательской лаборатории безопасности дорожного движения (постановление Совета Министров СССР от 20 июля 1972 г. № 539). Спустя два года она была преобразована во Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности дорожного движения (ВНИИБД) МВД СССР (распоряжение Совета Министров СССР от 21 июня 1974 г. № 1538р). Руководить вновь созданным научным подразделением было поручено доктору юридических наук, профессору, полковнику милиции В.И. Жулеву.

Тематика научных исследований в период с 1974 по 1985 годы охватывала широкий спектр проблем обеспечения безопасности дорожного движения, затрагивая каждый из компонентов системы «человек-автомобиль-дорога». Повышенное внимание сотрудники ВНИИБД уделяли исследованиям причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий, проблемам снижения тяжести их последствий. Кроме того, проводилось комплексное изучение пассивной безопасности автомобилей и дорог: научно была доказана высокая эффективность ремней безопасности в снижении тяжести травм у водителей и пассажиров, разработаны ГОСТ 25478-82, стандарты и типовые конструкции металлических балочных ограждений для дорог.

Совместно с предприятиями оборонного комплекса и научно-производственными объединениями сотрудниками ВНИИБД  разрабатывались и успешно внедрялись в повседневную жизнь приборы фотофиксации нарушений ПДД, измерители скорости движения транспортных средств, аварийно-спасательное оборудование для ликвидации последствий ДТП, комплекс технических средств для изготовления водительских удостоверений, автоматизированные системы управления дорожным движением с использованием ЭВМ.

Однако судьба института и его коллектива складывалась непросто. Только за двадцать первых лет существования научного учреждения его сотрудникам довелось стать свидетелями многочисленных реорганизаций. Связано это было прежде всего с постоянно изменявшимися представлениями о месте и роли науки в системе МВД. Самые серьезные испытания выпали на долю коллектива в ноябре 1985 года, когда институт был официально упразднен. Образованная вместо него лаборатория №7 (НИЛ-7) в составе ВНИИ МВД СССР также просуществовала недолго до 1988 года. Однако за короткий промежуток времени коллективом, состав которого сократился почти в шесть раз, было сделано немало: разработаны ставшие последними в СССР Правила дорожного движения, утверждены новые ГОСТы 23457-86, 26804-86, подготовлен ряд ведомственных нормативных актов. В период с 1984 по 1985 года ВНИИБД МВД СССР возглавлял доктор технических наук, профессор, полковник милиции Г.Я. Волошин.

В 1988 году по решению Правительства институт был восстановлен, получив новое название – Всесоюзный научно-исследовательский центр по безопасности дорожного движения (ВНИЦБД) МВД СССР. В этот период центр состоял из шести самостоятельных отделов и одной лаборатории (в свою очередь также состояла из двух отделов), а численность сотрудников достигала ста двадцати человек. Инженеры, дорожники, юристы, экономисты, психологи, социологи и педагоги трудились бок о бок, завоевывая ведущие позиции в области обеспечения безопасности дорожного движения в стране. Возглавлял НИЛ-7 ВНИИ и ВНИЦБД в период с 1985 по 1991 гг. доктор юридических наук, профессор, полковник милиции И.И. Веремеенко.

В конце 1991 года союзное Министерство внутренних дел было ликвидировано. Прекратил свое существование и ВНИЦБД МВД СССР.

Правопреемником ликвидированного учреждения стал Научно- исследовательский центр Госавтоинспекции (НИЦ ГАИ) МВД России. Приказ№ 51 о его создании был издан 20 февраля 1992 года. Научно-исследовательский центр был укомплектован высококвалифицированными сотрудниками, имеющими большой опыт не только в теоретической, но и в практической областях обеспечения безопасности дорожного движения. Научный задел, созданный до 1992 года, позволил обновленному коллективу НИЦ ГАИ МВД России сравнительно быстро перестроить свою работу, исходя из требований, которые руководство Министерства ставило перед наукой. Начальником Центра был назначен кандидат технических наук, генерал-майор милиции Ю.Н. Ольховников.

В этот период при непосредственном участии НИЦ ГАИ МВД России до практической реализации на федеральном уровне было доведено создание информационно-поисковой системы «Розыск», позволившей на качественно новом уровне решать проблемы розыска угнанных и похищенных автомобилей. Сотрудниками Центра осуществлялась разработка проектов законодательных и иных нормативных актов в сфере безопасности дорожного движения, а также технических средств для Госавтоинспекции.

В 1998 году Центр был переименован и получил новое название – Научно-исследовательский центр Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (на правах института) и была утверждена новая структура. НИЦ ГИБДД МВД России возглавил доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, генерал-майор милиции А.Ю. Якимов. Он же по должности являлся заместителем начальника ГУГИБДД МВД России. Будучи заместителем председателя, а затем и председателем Рабочей группы по БДД, образованной Европейской экономической комиссией ООН, им принималось активное участие в подготовке пакета международных документов в области дорожного движения.

Сотрудники научно-исследовательского центра внесли весомый вклад в подготовку изменений и дополнений в целый ряд федеральных законов (прежде всего – «О безопасности дорожного движения»), участвовали в разработке нового Кодекса РФ об административных правонарушениях, иных правительственных и  ведомственных нормативных актов. Важными направлениями работы Центра в это время стала разработка специального программного обеспечения для различных подразделений ГИБДД, а также современных образцов техники для их последующего внедрения в повседневную деятельность сотрудников.

Начиная с 2004 года научно-исследовательским центром БДД МВД России руководил доктор технических наук, профессор, полковник милиции В.Д. Кондратьев. Под его   руководством сотрудниками Центра выполнены сотни научных и технических разработок, направленных на повышение уровня безопасности дорожного движения в нашей стране. Они оказали существенное влияние на снижение числа людей, погибших и пострадавших на автомобильных дорогах.

С 2011 по 2013 годы коллектив Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России, возглавляемый кандидатом юридических наук, полковником полиции С.С. Мироновым, продолжил проводить большой объем научной работы, одновременно налаживая тесное сотрудничество с научно-исследовательскими центрами ГАИ Украины, Беларуси и других стран. Открыт Западно-Сибирский филиал ФКУ «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России» (дислокация в Кемерово). Институт стал федеральным казенным учреждением.

Под руководством нового начальника полковника полиции В.Н. Евашева (с 2013 по 2014 годы) сотрудники научного учреждения осуществляли методическую и информационную поддержку подразделений Госавтоинспекции, и, анализируя положительный опыт зарубежных стран, предлагали к внедрению наиболее эффективные меры в области обеспечения безопасности дорожного движения.

С 2015 по 2017 годы научный центр возглавлял полковник полиции О.М. Порташников. В период его руководства Центр упрочил позицию головного научно-исследовательского учреждения страны в области обеспечения безопасности дорожного движения. Структура Центра была полностью обновлена: эффективное форматирование затронуло не только организацию работы отделов (сформированы пять обновленных подразделений различной направленности; подготовлена новая редакция Устава Центра) и помогло актуализировать научную работу всех сотрудников Центра.

С 23 марта 2018 года официальное название Центра – федеральное казенное учреждение «Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации». Смена названия не изменила основных направлений деятельности подразделения. Оно по-прежнему осуществляет функции головной научной организации ведомства по проведению и координации исследований причин дорожно-транспортных происшествий, разработок мер по их предупреждению, участию в совершенствовании нормативного правового, информационно-аналитического и технического регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

1 октября 2018 года ФКУ «Научный центр БДД МВД России» возглавил полковник полиции Д.В. Митрошин. Свою службу в органах внутренних дел новый руководитель начал именно в этом учреждении, пройдя путь от младшего научного сотрудника до заместителя начальника отдела.

Сегодня в научном центре наряду с сотрудниками, имеющими большой опыт практической работы, трудятся и молодые профессионалы, готовые перенимать опыт именитых коллег и проводить самостоятельные научные исследования
с учетом стремительного обновления материально-технической и правовой базы Госавтоинспекции.

 

 

Ролик, посвященный истории Центра.

   
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2018, МВД России