Результаты научных исследований

«Анализ причин и условий, способствующих совершению ДТП»

Каждый год на дорогах страны погибают более 20 тысяч человек, и еще около 200 тысяч получают ранения. Углубленный анализ динамики, структуры и причин, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, наглядно демонстрирует состояние аварийности в нашей стране и позволяет эффективно принимать управленческие решения с целью снижения основных показателей аварийности.

Ежегодно сотрудники Центра проводят детальное изучение статистических сведений с целью выявления произошедших динамических  и структурных изменений причин совершения ДТП. Систематизированная информация составляет обзоры и сборники о состоянии безопасности дорожного движения.

В 2016 году в рамках научного исследования «Анализ причин и условий, способствующих совершению ДТП» подготовлен информационно-аналитический обзор по сложившейся ситуации в Российской Федерации в 2015 году и за 3, 6, 9 месяцев 2016 года.

Полученные результаты исследования закладываются в основу планирования деятельности региональных подразделений Госавтоинспекции и используются для формирования конкретных действий, направленных на сокращение смертности от ДТП и снижение тяжести их последствий.

Данные материалы размещаются на официальном сайте Центра в разделе «Аналитические обзоры состояния безопасности дорожного движения» для ознакомления граждан, а также организаций и ведомств, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения.

-

«Исследование проблем выявления и фиксации недостатков транспортно - эксплуатационного состояния улично - дорожной сети»

Большое влияние на обеспечение безопасности дорожного движения оказывают транспортно-эксплуатационные характеристики дорог. Отечественные и зарубежные исследования свидетельствуют, что неблагоприятные дорожные условия косвенно влияют на процесс возникновения 60% – 75% ДТП в качестве фактора, стимулирующего ошибки водителей в выборе режима движения автомобиля, снижение надежности его работы ввиду неверного восприятия ситуации. Официально регистрируемая доля ДТП с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, сопутствующих совершению ДТП, в настоящее время составляет более 40%, и наблюдается устойчивая тенденция роста этого показателя.

При этом перечень данных недостатков не исчерпывается видами, приведенными в карточке учета ДТП.

В 2015 году выявляемость 13 из 29 параметров, характеризующих недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети в карточке учета ДТП, составила менее 1%. К таковым, например, относятся: неудовлетворительное состояние разделительной полосы, ограничение видимости, несоответствие дорожных ограждений предъявляемым требованиям, плохая видимость или неисправность светофора, отсутствие временных технических средств организации дорожного движения в местах производства дорожных работ.

В то же время в карточке учета ДТП в основном регистрируются те недостатки, которые выявляются визуально либо с применением простейших средств измерения. Такое положение дел не способствует объективной оценке их влияния на возникновение ДТП, что в свою очередь препятствует разработке эффективных мероприятий по сокращению аварийности.

В целях решения вышеуказанных проблем в 2016 году авторским коллективом отдела научного и технического обеспечения надзорной деятельности ФКУ НИЦ БДД МВД России (С.А. Сторожев (руководитель), В.Ю. Логинов, Д.А. Тарасенков, В.В. Сухов) проведена научно-исследовательская работа по теме «Исследование проблем выявления и фиксации недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети».

Исходя из результатов исследования в целях улучшения деятельности Госавтоинспекции по выявлению и фиксации недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети подготовлены предложения, касающиеся совершенствования требований нормативных правовых документов в рассматриваемой сфере, оснащения подразделений Госавтоинспекции необходимыми техническими средствами и приборами, проведения мероприятий по повышению профессиональной подготовки сотрудников, а также совершенствования автоматизированной информационно-управляющей системы Госавтоинспекции.

По итогам работы в целях более объективной оценки влияния недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети на возникновение ДТП и повышению эффективности деятельности по выбору мероприятий по их сокращению, предложено дополнить карточку учета ДТП недостатками, не предусмотренными в настоящее время формой, которая заполняется сотрудниками при оформлении ДТП, среди которых:

- неправильное расположение остановочного пункта общественного пассажирского транспорта;

- неправильное размещение пешеходного перехода относительно остановочного пункта общественного пассажирского транспорта;

- наличие зеленых насаждений на обочине;

- нависание крон деревьев над элементами дорог и улиц;

- неудовлетворительное состояние полосы отвода дороги;

- несоответствие геометрических параметров дорожного полотна предъявляемым требованиям;

- несоответствие величины заложения откоса насыпи предъявляемым требованиям;

- разрушение, частичное отсутствие, неудовлетворительное состояние тротуаров;

- отсутствие подходов к пешеходному переходу;

- отсутствие бортового камня в необходимых местах;

- разрушение, неудовлетворительное состояние бордюрного камня;

- несоответствие высоты бордюрного камня предъявляемым требованиям;

- наличие загрязнений, а также застоя воды на проезжей части;

- наличие посторонних предметов на обочинах, откосах насыпи;

- неправильное применение дорожной разметки;

- отсутствие, неправильное применение искусственной неровности;

- несоответствие искусственной неровности предъявляемым требованиям;

- отсутствие, неправильное применение направляющих устройств;

- отсутствие пешеходных светофоров на регулированном перекрестке при организованном пешеходном переходе;

- отсутствие люков, смотровых колодцев и ливневой канализации;

- наличие несанкционированных съездов;

- несоответствие размещения опор уличного освещения предъявляемым требованиям;

- наличие дефектов покрытия, требования к которым не регламентированы, но они присутствуют (колейность, сетка трещин и прочие);

- неправильное применение ТСОД в местах производства дорожных работ.

Кроме того, обозначилась потребность в разработке методических рекомендаций по выявлению сотрудниками Госавтоинспекции недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети при выезде на место ДТП, что осуществляется в 2017 году.

Роль подразделений пропаганды безопасности дорожного движения в Госавтоинспекции. История становления, направления дальнейшего развития

В 2017 году сотрудниками отдела научного обеспечения профилактических мероприятий и деятельности по формированию правосознания участников дорожного движения Центра проведена научно-исследовательская работа на тему «Роль подразделений пропаганды безопасности дорожного движения в Госавтоинспекции. История становления, направления дальнейшего развития».

В исследовании отмечено, что как явление «пропаганда» существовала задолго до момента официального образования Госавтоинспекции в структуре милиции. Начиная с 30-х годов прошлого столетия она стала постепенно выделяться в самостоятельное направление деятельности, пройдя путь от отделов регулирования уличного движения (ОРУД) до самостоятельного подразделения в структуре современной Госавтоинспекции. С созданием ГАИ вопросы пропаганды получили новый импульс, значительно усилилась административная, пропагандистская и воспитательная работа среди населения по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Особое внимание в работе уделено вкладу отдельных личностей, без которых становление и развитие службы было бы невозможно. Так, огромный вклад в становление службы ГАИ Ленинградской области внесла Хана Наумовна Корхова, прослужившая 30 лет в отделении агитации и пропаганды (1940-1970 гг.). Ей пришлось налаживать работу практически с нуля вместе с начальником отделения Валентиной Дмитриевной Алексеевой. Длительное время главным звеном работы было посещение школ, беседы с детьми. Из воспоминаний Ханны Наумовны Корховой: «Принимали дети и педагоги очень дружелюбно, с интересом – появился новый человек, пришедший к ним из другого района, с другого конца города. Слушали (скорее внимали), как будто ждали откровения, успокоительных слов, новостей». Помимо бесед, разрабатывались материалы для школ, где тематика уличного движения увязывалась с изучаемыми в разных классах программами по русскому языку, математике, налаживалось взаимодействие с различными организациями (театрами, филармонией, союзом художников и др.). Благодаря Х.Н. Корховой сформированная работа отделения стала основой деятельности на многие годы.

Большой вклад в развитие и становление подразделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по Московской области внесли Н.И. Арнаутов, А.Е. Цыпкин. Николай Иванович Арнаутов возглавил отделение пропаганды и агитации спецполка ДПС областного Управления ГАИ Московской области, где сформировался отдел пропаганды безопасности дорожного движения, который полностью стал отвечать за направление работы в масштабах всего региона. Николай Иванович заложил фундаментальные основы для информационно-пропагандистской работы,в частности, наладил тесные деловые отношения со многими редакциями СМИ регионального и федерального уровня, органами образования, проводил различные тематические конкурсы областного масштаба. На смену Н.И. Арнаутову пришел на службу Александр Евсеевич Цыпкин. Благодаря А.Е. Цыпкину взаимодействие Госавтоинспекции с органами управления образованием в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма вышло на новый уровень. Именно при нем в Московской области начинают впервые проводиться новые областные мероприятия, которые впоследствии стали традиционными: «Зеленый огонек» (для дошкольников), единые дни предупреждения детской дорожной аварийности «Детям Подмосковья – безопасные дороги» и другие.

За свою многолетнюю историю служба прошла длительный путь, менялись цели и задачи, методы работы, совершенствовалась нормативная правовая база: от простейших инструкций, направленных на соблюдение гражданами элементарных правил уличного движения, соблюдение мер личной безопасности, до выработки системного подхода и стратегического планирования. На сегодняшний момент пропаганда безопасности дорожного движения является важным направлением деятельности Госавтоинспекции, элементом взаимодействия, выстраивания партнерских отношений ГИБДД с участниками дорожного движения и представляет собой целенаправленную деятельность, осуществляемую субъектами пропаганды по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, и многое другое.

 

-

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2018, МВД России